HUD

Вы неоднократно слышали от более опытных игроков о том, что нужно использовать во время игры программы, помогающие в сборе полезной информации о противниках, такие как Poker Tracker3 или Holdem Manager, т.к. они существенно помогают в игре и, как следствие, увеличивают вашу прибыль. И вот однажды вы решаетесь поставить пробную 30-дневную версию одной из этих программ, чтобы понять, в чем же заключается ее волшебность. Изрядно повозившись с настройками, вы наконец заходите на стол и начинаете играть. Вдруг рядом с каждым игроком появляется табличка с кучей цифр, которая не только не помогает, но еще и сбивает с толку, загораживая часть стола. Я думаю примерно в такую ситуацию попадает любой, кто впервые сталкивается с HUD

Ранее, разбирая статистику на игроков, мы уже вкратце описывали, что означает каждый из терминов, но давайте узнаем немного подробнее о наиболее важных из них с помощью статьи Самера Кхури (Samer "Braminc" Khuri), опубликованной в июне 2011 года в журнале "BLUFF"

HUD (Heads-Up Display) анализирует вашу историю рук и показывает вам статистическую информацию о ваших противниках в режиме реального времени. Он обеспечивает вас очень ценными данными, которые позволяют вам читать игру оппонентов, ЕСЛИ вы понимаете как правильно ими пользоваться. Однако, это намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Например, легко недооценить или переоценить соперника, если у вас с ним сыграно недостаточное количество рук, либо ошибочно трактовать статистические значения. Цель этой статьи - разъяснить как пользоваться HUD, где не надо использовать HUD и как правильно применять получаемую статистику.

Я провел большую часть своей покерной карьеры, играя турниры СНГ (Sit & Go). Они требуют использования простейших показателей HUD. Я рекомендую использовать следующие: VPIP (voluntarily put in pot percentage - процентное соотношение общего количества раздач и количества раздач, когда игрок вкладывал деньги в банк), PFR (preflop raise percentage - процент рук, когда игрок делал рейз на префлопе), 3 -bet (preflop re-raise percentage - процент раздач, когда игрок делал ре-рейз на префлопе), Steal (raise from cutoff, button and small blind percentage - процент раздач, когда игрок пытался "украсть" деньги, находясь в позиции катофф, на баттоне, либо на малом блайнде), Aggression Factor (postflop formula for aggression - насколько игрок агрессивен в постфлоп игре). Этого достаточно, чтобы получить основные данные для анализа игры оппонентов. Данной информации хватит, чтобы определить манеру игры противника на префлопе и соответственно перестроить свою без необходимости тщательного наблюдения за каждой раздачей.

Рассмотрим примеры, когда эта статистика может помочь. Стандартный СНГ-турнир на 9 игроков. Игрок заходит лимпом из средней позиции, вы на баттоне, у вас стек в размере 12 больших блайнов и рука чуть сильнее средней типа A-9, K-J или 6-6. Большинство на вашем месте пойдет в all-in не задумываясь. Однако, проанализировав эту ситуацию с помощью ICM-калькулятра, вы удивитесь. Если ваш оппонент заходит лимпом в 30% случаев и колирует в 20-25%, тогда этот all-in определенно минусовая игра. И если игрок настолько плох, что заходит лимпом при больших блайндах, то он может быть настолько плох, чтобы заколировать ваш пуш с A-2, 3-3 или K-10. Пушить в игрока, у которого VPIP меньше 30% в данной ситуации будет невыгодно на дистанции. Если же у оппонента VPiP больше 40%, то тогда вы можете расширить диапазон своего ва-банка, включив указанные карты.
В СНГ на 9 игроков использование HUD может быть как и очень полезным, так и потенциально вредным. Был период в моей карьере, когда я пытался каждый стат показатель использовать для совершенствования моей игры. Я пытался обыграть всех и каждого, что привело к крайне негативному влиянию на мою игру.

HUD может быть еще более полезен в играх за коротким столом и Heads-Up, а также в играх с глубокими стеками. В турнирах за коротким столом (к примеру на 6-max) противники более вариативны по стилю игры, чем в турнирах за полным столом, что увеличивает ценность статистики. У вас будут как сильно тайтовые, так и очень агрессивные оппоненты. Поэтому, чем шире диапазон стилей игры противников, тем нужнее HUD.
В турнирах с глубокими стеками вы также будете видеть разных по стилю соперников, плюс у вас будет больше игры на постфлопе, поэтому придется больше задействовать статистику по игре на доске. Когда речь идет о статистике по постфлоп игре, нет какого-то одного правильного способа настройки HUD. Похоже, что каждый игрок сам для себя решает, какие показатели ему важнее всего. Прежде, чем выбирать нужные для себя данные, задайте вопрос: "В какой ситуации я испытываю наибольшие сложности и что мне нужно знать о противниках в этот момент?". Наиболее часто используемые показатели на постфлопе: Aggression Factor, Flop C-bet, Fold to Flop C-bet, Flop Check-raise, Turn C-bet и Fold to Turn C-bet

Aggression Factor (фактор агрессивности) - выведенное по специальной формуле число (обычно от 1 до 10), которое характеризует агрессивность игры оппонента. Чем меньше число, тем более пассивно ведет себя игрок.

Flop C-bet и Fold to Flop C-bet характеризует насколько часто противник использует конбет (ставит после того, как делал рейз на префлопе) и насколько часто он сбрасывает на ваш конбет. Как известно, опытные игроки часто используют данную стратегию ставок. Очевидно, что если оппонент часто ставит конбет, то далеко не всегда у него хорошая рука, а если игрок часто сбрасывает на конбеты, то можно использовать их куда чаще именно против него. Это же касается и показателя Flop Check-raise: если игрок не использует тактику чек-рейз, то против него можно часто ставить, в противном же случае лучше играть более тайтово.

Когда принимаете решение на флопе, то не забывайте смотреть на показатели игрока при игре на терне: Turn C-bet и Fold to Turn C-bet. Если вы прочекаете флоп, то как часто противник ставит на терне? Если противник редко сбрасывает на конбет на флопе, но часто на конбет на терне, то не стоит ли использовать блеф на двух этих улицах, вместо того, чтобы ставить на флопе и потом сдаваться. Вы можете использовать логику и эти данные, чтобы обыгрывать оппонентов. Однако, статистика на терне и ривере приходит куда реже, чем на префлопе, поэтому может быть ненадежной, если вы сыграли мало рук против этого противника.

Хотя первоначальная настройка HUD и кажется рутинной, затраченное время окупится существенным улучшением вашей игры. Только убедитесь, что вы правильно понимаете значение статистической информации. Никогда не ставьте игру на автопилот. Используйте свой мозг!

Андрей Волков (aka Franky4Fingers) для Pokerom.ru (c) Копирование возможно только с разрешения редакции